Общие сведения: Вашингтон - город, столица США. Административно составляет Федеральный округ Колумбия (англ. District of Columbia — сокращённо D.C., поэтому американцы, чтобы не путать с одноимённым штатом, в разговорной речи обычно называют город «Ди-Си» или «Вашингтон Ди-Си»).
подробнее
Вашингтон - символ Америки, отражающий все её контрасты.
Город, спроектированный Пьером Ланфаном, чтобы соперничать с блестящими европейскими столицами, занял достойное место среди красивейших городов Америки.
Город спланирован очень просторно и построен в обобщенном имперском стиле, напоминающем и берлинские предвоеннные постройки и сталинский ампир.
Здесь расположена резиденция президента США - Белый Дом, здание военного министерства США - Пентагон. На Капитолийском холме в живописном парке находится здание американского конгресса - Капитолий, построенный по проекту Уильяма Торнтона в 1793-1865 гг. Капитолий ('United States Capitol') - символ американской государственности по праву входит в пятерку самых знаменитых памятников стран. Библиотека Конгресса - одна из крупнейших в мире: в ней хранятся 26 млн. книг, более 36 млн. рукописей, карт, фотографий, а также архивы 23 президентов США. Само здание библиотеки является произведением искусства.
Многие достопримечательности Вашингтона находятся вокруг Молла (Mall), протянувшегося к западу от Капитолия к мемориалу Линкольна: Сад Скульптур, Национальный музей воздухоплавания и космонавтики, музей естественной истории, Национальная галерея искусств, национальный музей американской истории.
В центре Молла возвышается монумент Вашингтона (Washington Monument) 170-метровая мраморная стела, символизирующая стойкость первого американского президента.
Есть у Вашингтона одна особенность, которая отличает его внешний облик от облика других больших и средних городов страны: в нем нет небоскребов. Когда-то давно "отцы города" приняли постановление, запрещающее строить здесь дома выше купола здания Конгресса, считая, что Капитолий превыше всего.
В Вашингтоне много парков, которые помогают переносить очень знойное лето. Зелень делает центр города нарядным ипривлекательным.
Белый дом (White House)
Ведет свою историю с 1800 года, когда Белый дом стал резиденцией первого Президента США.
Мемориалы президентов США расположены на бульваре National Mall, протянувшемся от Капитолия. Здесь находятся 169-метровый монумент Вашингтона, мемориалы Линкольна и Джефферсона.
Капитолий (Capitol Building)
Здание Конгресса США, в котором проходят заседания Сената - символ американской государственности, одно из самых посещаемых зданий в США.
Арлингтонское национальное кладбище (Arlington National Cemetry)
Находится на территории штата Вирджиния, через реку Потомок от мемориала Линкольна, - хранит имена многих американских героев и известных людей. Здесь находится могила Неизвестного солдата и Арлингтонский Дом, история которого связана с именами президента Вашингтона и знаменитого генерала конфедератов Роберта Ли.
Монумент Д. Вашингтона (George Washington Memorial)
170-метровый обелиск, посвященный памяти первого президента США Джорджа Вашингтона, находится напротив Белого дома. Это самое высокое сооружение города, законом запрещено возводить постройки в Вашингтоне выше этого памятника. На лифте можно подняться на смотровую площадку на вершине мемориала, откуда открывается великолепный вид на город, видны памятники двум другим великим президентам Америки - Джефферсону и Линкольну.
Памятник погибшим и пропавшим без вести во время Вьетнамской войны американским солдатам (Vietnam Veterans' Memorial)
58132 имени высечены на высокой черной базальтовой стене.
Национальная галерея искусств - картинная галерея, собрание которой выделяется даже среди высококлассных собраний других американских музеев.
Музей космонавтики - замечательная коллекция самолетов, космических кораблей и документов по истории воздухоплавания и космонавтики. У входа в музей можно потрогать "лунный камень" - образец лунного грунта, доставленный американской экспедицией.
Вход во все музеи столицы - бесплатный.
Большая часть населения вообще живет в пригородах, а работает в городе. Эти люди доезжают до загородной станции метро, ставят там машину на стоянку, и дальше едут на метро.
В Америке пригороды растут куда быстрее городов. Но это не дачи. Скорее, это зоны городского жилья за чертой крупных городов. Автомашины есть почти у всех, загородные автострады выводят к центральным городским артериям. В городе сложно парковать машину, за неправильную парковку вас ожидает штраф $200. Удобно пользоваться метро. Оно очень протяженное и далеко выходит за город.
По американским масштабам город этот сравнительно небольшой. Он не принадлежит ни одному из штатов. В 1791 г. специально для столицы была выкроена территория независимой административной единицы - федеральный округ Колумбия.
Достопримечательности: Капитолийский холм.
«Постаментом для памятника» назвал проектировщик Вашингтона Пьер Шарль Ланфан возвышенность в юго-восточной части города, которая тогда именовалась холмом Дженкинса. В наши дни величественные памятники украшают этот холм, включая Капитолий и Верховный суд. Начинать экскурсию по Вашингтону следует от Капитолийского холма. Почти в течение века Капитолий, с восточной стороны которого располагались кварталы аккуратных кирпичных домов, был единственным зданием, построенным для нужд американских законодателей. Но к концу XIX в. к юго-востоку от Капитолия поднялось здание Библиотеки Конгресса, вскоре после этого архитектором Дэниелем Бернхамом было возведено здание вокзала Юнион-Стейшн и прилегающего к нему Городского почтового управления. В начале XX в. строятся Кэн-нон-билдинг (1908) и Рассел-билдинг (1909) и первые здания Палаты представителей и Сената. В 1930-х гг. на Капитолийском холме появились здания Верховного суда, Шекспировской библиотеки Фолджера и здание Адамса Библиотеки Конгресса. К середине XX в. большая часть жилого комплекса находилась в упадке, так как представители городского среднего клас- са активно переезжали в пригороды. Затем, в 1970-х гг., в районе опять начинают селиться смельчаки, привлеченные низкими ценами на недвижимость и удобным месторасположением. В окрестностях Восточного рынка (7-я улица и С-стрит) и Капитолийского холма вновь забурлила жизнь. Этот район между Капитолием и парком Линкольна становится излюбленным местом проживания и отдыха. Вам потребуется целый день, чтобы досконально осмотреть все здешние достопримечательности. Станции метро Юнион-Стейшн и Капитол-Саут находятся на одинаковом расстоянии от Капитолия. Если начнете свой путь от одной из них, то можете двинуться по направлению к другой или, совершив осмотр, неторопливо вернуться к исходному пункту. Пешеходная экскурсия дает возможность полюбоваться архитектурными красотами с различных точек. Капитолий США - одно из самых узнаваемых архитектурных сооружений в мире — располагается на восточной стороне Молла, являя собой географический и политический центр Вашингтона. Саут-Капитол-стрит, Ист-Капитол-стрит, Норт-Капитол-стрит и Молл расходятся от Капитолия строго по направлению к четырем сторонам света, разделяя город на четыре сектора.
История В период с 1793 г., когда Джорджем Вашингтоном в основание Капитолия был заложен первый камень, до 1863 г., когда на вершине его купола была установлена статуя «Свободы», с десяток архитекторов и дизайнеров потрудились над строительством этого здания, пока не сложился его окончательный облик. Пьер Шарль Ланфан упорно отказывался представить архитектурный план Капитолия, заявляя, что он находится « у него в голове». После его отставки в 1792 г. был объявлен национальный конкурс на лучший архитектурный проект. Победитель получал 500 долларов и земельный участок в городе. Все 16 поступивших на конкурс проектов оказались настолько неинтересными, что конкурс был продолжен. В конце концов победителем оказался архитектор-любитель по имени Уильям Торнтон, предоставивший проект похожего на Пантеон здания с куполом, к которому пристраивались два симметричных крыла — Сената и Палаты представителей. Преимущество его проекта заключалось в том, что он, по словам Джорджа Вашингтона, был прост и одновременно величественен, а также достаточно гибок, чтобы соответствовать требованиям времени. В 1800 г. правительство переехало из Филадельфии в Вашингтон, и президент Джон Адаме обратился к Конгрессу с речью в кирпичном здании северного крыла Капитолия — единственном здании, строительство которого к тому времени было полностью завершено. Именно в эти годы Торнтон ушел в отставку.
К счастью, в 1803 г. правительство наняло блестящего британского архитектора Бенджамина Генри Ла-троба, и его сотрудничество с президентом Томасом Джефферсоном, который сам был архитектором-любителем, привело к ощутимому прогрессу. Затем, в августе 1814 г., британские войска прошли маршем на Вашингтон, где подожгли множество зданий, включая Капитолий. Огонь выжег большую часть построек, только стены и уцелели. В течение нескольких последующих лет Лат-роб работал над восстановлением разрушенного. Денег не хватало, и разногласия относительно того, делать ли потолки Сената и Палаты представителей куполообразными, привели в конце концов к отставке Латроба. В дело вступил бостонский архитектор Чарльз Булфинч. Более спокойный и консервативный, чем Латроб, Булфинч снискал расположение Конгресса и президента Джеймса Монро. Булфинч прослужил на должности главного архитектора Капитолия до 1830 г., завершив строительство покрытого медными листами деревянного купола и восточной галереи. Строительство продолжалось, и его кульминацией стала установка нынешнего чугунного купола вместо старого (ненадежного) деревянного. 2 декабря 1863 г. великолепный купол весом в девять миллионов фунтов, покоившийся на колоннах круглой галереи, был увенчан статуей Свободы — шестиметровой бронзовой фигурой женщины в развевающемся платье. Касательно «головного убора» статуи Свободы существует интересный исторический анекдот. Первоначально планировалось надеть ей на голову шапочку, подобную той, что носили освобожденные рабы в Древней Греции. Однако министр обороны Джефферсон Дэвис, который в то время был президентом Конфедерации, выступил против, мотивируя это тем, что такая шапочка «не подходит свободнорожденным гражданам». Поэтому на голове статуи — шлем с орлиными перьями. В 1870-х гг. известный специалист по садово-парковой архитектуре Фредерик Лоу Олмстед пристраивает с востока, севера и юга Капитолия террасы. В 1958 — 1962 гг. у восточной стороны Капитолия появилась 10-метровая пристройка. С тех пор только западный фасад Капитолия сохраняет свою оригинальную облицовку из песчаника — все остальные, более поздние, пристройки облицованы мрамором.
Что посетить Сердцем Капитолия является Ротонда, достигающая высоты 58 м, сводчатый потолок которой украшает фреска итальянского мастера Константина Брумиди «Апофеоз Джорджа Вашингтона». Закутанный в тогу Вашингтон в окружении 13 Колоний и Американской демократии взирает из облаков с потолка Ротонды на своих потомков. Ближе к полу по всей окружности Ротонды располагается фриз длиною в 92 м, роспись которого в конце XIX в. была начата Брумиди, а закончена уже другими мастерами в 1953 г. На этом фризе изображены события более чем 400-летней американской истории, начиная с Колумба и заканчивая братьями Райт. На западной стороне Ротонды висят четыре огромных полотна со сценами из истории Войны за независимость, принадлежащие кисти ближайшего сотрудника Джорджа Вашингтона Джона Трамбулла. Напротив них, на восточной стороне, располагаются картины, посвященные открытию и освоению Америки. В самом центре Ротонды на полу находятся небольшие мраморные камни — здесь были выставлены для торжественного прощания тела таких знаменитых американцев, как Авраам Линкольн и Джон Кеннеди. Южнее Ротонды находится Национальный скульптурный зал. В 1864 г. Конгресс впервые предложил каждому из штатов установить в зале бронзовые или мраморные статуи своих двух самых знаменитых граждан. Поскольку статуи много весили и занимали немало места, некоторые из них вскоре переместили в другое помещение. В этом зале установлены статуи таких известных государственных деятелей, как Генри Клей (Кентукки), Дэниэл Уэбстер (Нью-Гемпшир), Роберт Э. Ли (Виргиния) и король Камехамех I (Гавайи).
К северу от Ротонды располагается Старая палата Сената, которая служила местом заседания сенаторов с 1810 по 1859 гг. В наши дни сенаторы проводят в этой палате закрытые заседания, такие, как заседание 1999 г., когда обсуждался вопрос о статуи Била Клинтона. На восточной стене палаты, над креслом вице-президента, висит знаменитый портрет Джорджа Вашингтона (1823) работы Рембрандта Пила. На первом этаже непосредственно под Ротондой располагается Усыпальница. Здесь собирались похоронить Джорджа и Марту Вашингтон, но их родственники этому воспротивились, так что супружеская чета была предана земле в Маунт-Верно-не (Виргиния). Окружающие комнату сорок дорических колонн из известняка поддерживают Ротонду. Гутзон Борглум изваял из мрамора голову Линкольна. У скульптуры отсутствует левое ухо, что символизирует оборванную убийцей жизнь президента. К северу от Усыпальницы, за небольшим помещением Сенатской ротонды, и правее, вас ожидает Старая палата Верховного суда. Поначалу сенаторы заседали в этом зале со сводчатым потолком, спроектированным Латробом. Верховный суд пользовался этим помещением с 1810 по 1860 гг. В начале 1970-х гг. реставраторы, вооруженные описаниями палаты середины XIX в., вернули помещению первоначальный вид. Половина мебели в палате, включая столы и стулья судей, является оригинальной. Одним из первых иностранных авторов, писавших об Америке, была Фрэнсис Троллоп. В ее популярной книге «Домашние манеры американцев» (1832), написанной после трехлетнего путешествия по молодым Соединенным Штатам, многое из увиденного подвергается умалению. Однако Капитолий произвел на нее неизгладимое впечатление: «Никто из нас, полагаю, не ожидал увидеть по эту сторону Атлантики такое грандиозное сооружение. Я не умею описывать здания, но величественная красота американского Капитолия заставляет даже мое несовершенное перо воздать ему должное. Это такое прекрасное здание, высокое и одинокое... С Капитолия виден весь город на много миль вокруг, а сам он своей красотой притягивает все окружающее». По первому этажу северного крыла пролегают красочные Коридоры Брумиди, богатые пышными фресками и другими живописными работами Константина Брумиди, который в конце XIX в. 25 лет проработал главным художником Капитолия. Известный как Микеланджело Капитолийский, Брумиди в свое время занимался реставрационными работами в Ватикане, так что оформлены эти коридоры в стиле лоджии Рафаэля. Большое место в коридорах Капитолия занимают исторические полотна, изображения героев и натуралистические пейзажи, вставленные в позолоченные декорированные рамы. В последнее время здесь появились картины, посвященные первой высадке людей на Луну и экипажу погибшего при взрыве в 1986 г. космического челнока «Челленджер». С другой стороны Усыпальницы, в южном крыле, пролегают Коридоры первого этажа Палаты представителей. В этих коридорах установлены некоторые из статуй Национального скульптурного зала, а стены украшены фресками современного американского художника Эллина Кокса. Палаты Конгресса находятся в двух крыльях Капитолия, Палача представителей — в южном крыле, Сенат — в северном. 435 членов Палаты представителей не располагают какими-то определенными местами, хотя демократы здесь традиционно рассаживаются справа от спикера, а республиканцы — слева. В том же порядке занимают кресла также члены более консервативного Сената, хотя их места распределяются по старшинству. Попасть на заседание Сената возможно только через знакомого сенатора или члена Палаты представителей, которые могут достать для вас специальный пропуск.
Достопримечательности: Национальный парк Молл.
Широкая авеню, покрытая зеленой травой и обсаженная деревьями, вдоль обеих сторон которой возвышаются многочисленные памятники и музеи. Не хватит и недели, чтобы досконально осмотреть эту всемирную мекку туризма. Бывают дни, когда сотни цветных воздушных змеев взлетают в небо около памятника Вашингтону, бывают дни, когда мимо проходят кричащие и размахивающие флажками толпы людей, но бывают дни, когда здесь все дышит мирной тишиной и спокойствием. От Капитолия США до мемориала Линкольна между Кон-ститьюшен-авеню и Индепенденс-авеню протянулась на две мили в зеленой тени деревьев эта самая знаменитая парковая аллея Америки. Кого только не встретишь на этих гостеприимных лужайках — от просто гуляющих людей и бегунов трусцой до игроков в футбол и метателей пластмассовых дисков. В рамках празднования Дня независимости (кон. июня — нач. июля), тысячи людей собираются на Смитсоновский фольклорный фестиваль и на открытые концерты в театре «Сильван». На территории Молла проводятся десятки культурных мероприятий, включая фестиваль воздушных змеев (кон. марта — нач. апреля) и праздник Воссоединения семьи чернокожих (сентябрь). В городском плане (1791) Пьера Шарля Ланфана предусматривалось наличие «широкой эспланады», по сторонам которой будут возведены прекрасные дома. В 1901 г. Комиссия Макмиллана рекомендовала приступить к осуществлению плана Ланфана. К концу 1980-х гг. в восточной части Молла располагалось девять музеев Смитсоновского института и два здания Национальной художественной галереи. В 2004 г. неподалеку от Национального музея авиации и космонавтики откроется Национальный музей американских индейцев.
Смитсоновский институт
В 1829 г. английский ученый Джеймс Смитсон завещал все свое состояние (более 500 тыс. долларов) Соединенным Штатам. Никто точно не знает, почему Смитсон, никогда не бывавший в Соединенных Штатах, передал свои средства «на учреждение в Вашингтоне института, который бы занимался научной деятельностью и распространением знаний». Может быть, Смитсон поступил так в пику английскому обществу, отказавшему ему в праве носить фамилию отца. Незаконнорожденный сын британского герцога, Смитсон носил материнскую фамилию — Мейси — до 1802 г., когда в возрасте 37 лет начал публиковать свои научные работы. Другой причиной может быть его преклонение перед демократическими идеалами Америки. В соответствии с завещанием все состояние Смитсона переходило в собственность Соединенных Штатов в случае, если его племянник умрет, не имея наследников, что и произошло в 1835 г. В 1836 г. Конгресс Соединенных Штатов принял дар, а в 1838 г. британской суд подтвердил передачу наследства, и 105 мешков золотых соверенов были отосланы в Соединенные Штаты. В течение следующих восьми лет в Конгрессе решали, что делать с наследством. В 1846 г. президент Полк подписал законодательный акт об учреждении Смитсоновского института, который отдавался под управление Совета регентов и секретаря. В настоящее время Смитсоновский институт является крупнейшим в мире комплексом музеев и научных учреждений, включающим 16 музеев и галерей, Национальный зоологический парк и различные научно-исследовательские центры. Девять музеев и галерей располагаются на Молле: Смитсоновский замок, Художественная галерея Фриера, Галерея Артура М. Сак-лера, Национальный музей африканского искусства, Дом искусств и промышленности, Музей и сад скульптур Хиршхорна, Национальный музей авиации и космонавтики, Национальный музей естественной истории и Национальный музей американской истории. Четыре других музея и галереи — Галерея Ренвика, Смитсоновский американский художественный музей, Национальная портретная галерея и Национальный почтовый музей — располагаются неподалеку, в деловом центре города, а Музей Анакостия находится на другом берегу реки Анакостии.
Нью-Йорку принадлежат Национальный музей дизайна Купера-Хьюитта и Национальный музей американских индейцев — его открытие планируется в 2004 г. Под крышами Смитсоновского института в течение круглого года устраиваются музыкальные концерты, ставятся театральные спектакли, проходят танцевальные шоу, демонстрируются кинофильмы, проводятся лекции, даются спектакли в театре «Дискавери», проводится Смитсоновский фольклорный фестиваль.
Смитсоновский замок
Первым зданием Смитсоновского института стал замок в нормандском стиле из красного песчаника, построенный по проекту архитектора Джеймса Ренвика. До того, как к нему в 1881 г. было пристроено Здание искусств и промышленности, в замке размещались: научный музей, художественная галерея, лекционный зал, исследовательские лаборатории, офисы и жилые помещения для секретаря и его семьи. В настоящее время в этом здании располагаются информационный центр Смитсоновского института и администрация.
Художественная галерея Фриера
В художественной галерее Фриера хранятся подлинные предметы искусства Востока, начиная от самых древних, датируемых четвертым тысячелетием до нашей эры, и кончая самыми современными. В художественной коллекции, переданной в дар галерее бизнесменом из Детройта Чарльзом Лангом Фриером, имеется более 28 000 экспонатов — она входит в число самых богатых художественных музеев мира. Стены галереи, выстроенной в 1923 г. в стиле эпохи итальянского Возрождения, облицованы снаружи розовым гранитом, а полы ее выложены шлифованными мраморными плитами. 16 галерей из 19 посвящены искусству Востока, включая индийскую скульптуру, лаковую живопись Японии, китайскую бронзу, нефрит и фарфор, корейскую керамику и египетское стекло. В художественной галерее Фриера никогда не экспонируются коллекции других музеев, а ее собственные коллекции никогда не покидают этих стен. Среди предметов искусства Востока пользуются известностью индийская бронзовая скульптура X в. «Королева Сембиан Махадеви в образе богини Парвати» (галерея 18) и японская деревянная скульптура XII в. «Босатсу» (галерея 17). Удивительна Павлинья комната. Уистлер расписал ее для богатого лондонского судовладельца. Недавно восстановленная, эта комната поражает взгляд. На одной стене находится изображение двух павлинов, символизирующих разногласия между художником и его патроном относительно величины гонорара. Фриер приобрел Павлинью комнату со всеми атрибутами у лондонского торговца предметами искусства и установил ее в своем доме в Детройте; в 1919 г. комната была перевезена в Вашингтон.
Галерея Артура М. Саклера
Расположенный почти под землей, этот музей, основу которого составляет собрание предметов искусства Востока, принадлежащее врачу-исследователю и автору работ по медицине Артуру М. Саклеру, открыт в 1987 г. Среди его сокровищ — китайская бронза и нефрит, персидские манускрипты, серебро древнего Ирана, экспонаты из Тибета и Японии. В музее выставляются предметы искусства как из собственного постоянно растущего собрания, так и из собраний других американских и зарубежных музеев. На первом уровне — первом под поверхностью земли — располагаются предметы искусства древних восточных культур. Во многих залах выставляется не более полудюжины экспонатов в прекрасно освещенных стеклянных витринах. Здесь можно увидеть бронзовый светильник XIII в. из Сирии, керамический сосуд для питья XIV в. до н. э. в форме газели (Иран) и гранитные скульптуры индийских богов, датируемые XIII —XIV вв. В галереях китайского искусства, расположенных также на первом уровне, в секции древнего китайского искусства представлены нефритовые ножи XII—XIII вв. дон. э., изготовленные талантливыми мастерами. В другой секции, посвященной искусству эпохи шести династий и эпохи Тан, можно увидеть скульптурные изображения стражников, украшенных бриллиантовыми рогами.
На втором уровне галереи располагается вращающаяся экспозиция. Не пропустите третий уровень Галереи Артура М. Саклера, где вниманию посетителей представлены современные японские вазы и чаши из глазированного цветного стекла, — небольшой пруд и пузырящиеся фонтаны придают дополнительное очарование экспозиции. С третьего уровня посетители могут попасть прямо в Центр С. Дилона Рипли, где устраиваются временные выставки, и продолжить свою экскурсию уже по Национальному музею африканского искусства.
Национальный музей африканского искусства
Этот музей расположен под землей; в его залах представлены удивительные произведения искусства. Поскольку большинство предметов изготовлено из органических материалов, которые легко подвергаются разрушительному действию времени, значительная часть экспонатов музея относится к XIX и XX вв. В Национальном музее африканского искусства собраны в основном предметы традиционного художественного творчества народов, проживающих в центральной и южной Африке; особенно широко представлено искусство королевства Бенин, центрально-африканская керамика, а также утилитарные предметы, такие как подголовники и стулья. В музее собрана огромная коллекция масок и статуэток, как и предметов каждодневного пользования, которые зачастую выполняли функции религиозного и культового назначения. Главная часть выставки находится на первом уровне под поверхностью земли. На трех различных экспозициях, сгруппированных по географическому признаку, представлено более 7000 предметов традиционного африканского искусства из постоянной коллекции музея. Экспозиция предметов личного пользования дает представление о том, каким образом такие бытовые предметы, как чаши, корзины и нюхательные табакерки, использовались в повседневной жизни народов восточной и южной Африки. В экспозиции талисманов и амулетов представлены предметы религиозного и ритуального назначения. Сверкающий зубами крокодила и увенчанный спиральными рогами антилопы, искусно сделанный головной убор отбрасывает причудливые тени на лица проходящих посетителей, в спину которым загадочно усмехаются из стеклянных витрин прекрасные деревянные маски из Берега Слоновой Кости и Либерии. Красочные инструменты, барабаны, фигурки и тотемы привлекают внимание посетителей: только полностью лишенный воображения человек не увидит и не услышит в этот момент разворачивающегося прямо перед его глазами священнодействия. В третьей экспозиции — «Керма и Бенин: два древних африканских города» — представлены образцы керамической посуды, найденной археологами на раскопках древнего нубийского города Керма (2500- 1500 лет до н. э.), и предметы искусства из старинного западно-африканского города Бенин (1300-1897 гг.). Не пропустите временные экспозиции, расположенные как на первом, так и на втором уровнях. С первого уровня, как и с третьего, можно попасть в смежную Галерею Артура М. Саклера.
Музей и сад скульптур Хиршхорна
В белой коробке здания Музея Хиршхорна собраны произведения современного искусства. Внушительная коллекция (около 12 000 художественных работ), переданная в дар музею филантропом Джозефом X. Хиршхорном (1899—1981), составляет основу его постоянного собрания. Здание музея высотой в 25 м окружает двор с бронзовым фонтаном, а по другую сторону Джефферсон-драйв, к северу от здания, располагается очень уютный сад скульптур. Спроектированное Гордоном Баншафтом, здание музея было открыто в 1974 г. На двух этажах здания, представляющих собой окружности, выставлены постоянные и тематические экспозиции, а на цокольном этаже находится постоянная экспозиция работ художников второй половины XX в. и нашего времени. Начните осмотр с третьего этажа, двигаясь от лифта против часовой стрелки, чтобы более или менее следовать хронологическому порядку, в котором размещены художественные произведения. Во внешних галереях размещены живописные полотна — скульптурные произведения располагаются во внутренних галереях, венецианские окна которых выходят во двор.
Искусство начала XX в. представлено произведениями таких выдающихся мастеров, как Мар-зден Хартли, Томас Харт Бен-тон, Томас Икинз, Чайлд Хас-сам, Морис Прендергаст и Джон Слоун. Здесь можно увидеть полотно Сальвадора Дали под названием «Череп Зурбара-на» (1956) и игривую картину Рене Магритта «Иллюзии величия II» (1948).
Что здесь было раньше
До появления Музея и сада скульптур Хиршхорна на этом месте с 1887 по 1968 гг. располагался Медицинский музей армии США (в настоящее время — Национальный музей здравоохранения и медицины). В этом музее хранилось более 25 000 образцов тканей человеческого организма со следами болезней или ранений, и заинтересованные туристы могли увидеть здесь человеческие тела со следами пулевых ранений, части позвоночника Джона Уилкса Бута и обезображенные болезнями различные органы человека. Затем анатомический музей перенесли в Армейский медицинский центр Уолтера Рида по адресу: 6900, Джорджия-авеню, северо-запад. На третьем этаже повсюду встречаются работы Хуана Миро, Макса Эрнста, Виллема де Кунинга, Джексона Поллока, Роя Лихтенштейна, Мэн Рэя и Марка Ротко. Среди скульптур, достойных внимания, можно назвать популярную композицию Джорджа Сигала «Пассажиры автобуса» (1962), сделанную с живых натурщиков из пропитанных гипсовым раствором марлевых бинтов, и гротескную скульптуру Роберта Ар-несона «Ядерный генерал» с носом в виде ракеты и кровожадным оскалом. На втором этаже устраиваются временные экспозиции, а во внутренней галерее представлена европейская скульптура 1850—1935 гг. Среди экспонатов имеются небольшие скульптурные произведения Дега, Родена, Матисса, Пикассо и Бранкузи. На цокольном этаже вы найдете произведения живущих или недавно ушедших из жизни художников, таких как Энди Уорхол, Кристо и Джулиан Шнабель. В Саду скульптур центральное место занимает скульптурная группа Родена «Памятник гражданам Кале» (1884-1889). Одетые в темное фигуры, замершие в мучительных позах, представляют резкий контраст со скульптурными изображениями героических личностей, которые встречаются по всему Вашингтону. Абстрактные работы Клоса Олденберга, Генри Мура, Дэвида Смита и Александра Колдера впечатляют своими эксцентричными формами и модернистскими решениями.
Национальный музей авиации и космонавтики
Ежегодно более 9 миллионов человек, восхищенных достижениями в области исследования космических пространств, приходят в Национальный музей авиации и космонавтики. Музейный комплекс состоит из четырех облицованных мрамором огромных блоков, соединенных стеклянными переходами. Внутри комплекса на двух этажах общей площадью почти в 1,6 га располагаются 24 галереи. Здесь проходят демонстрации летающих моделей космических ракет и самолетов. Уже в 1857 г. в Смитсоновском институте начали применять воздушные шары для сбора метеорологических данных. Позднее, во время Гражданской войны, первый секретарь Смитсоновского института Джозеф Генри заручился поддержкой президента Авраама Линкольна, одобрившего его планы по наблюдению за неприятелем с воздушных шаров. Третий секретарь Смитсоновского института (1887-1906) Сэмюэль Пьерпонт Лэнгли был астрономом и пионером воздухоплавания. В 1890-х гг. он провел на берегах реки Потомак удачные испытания летательного аппарата тяжелее воздуха, однако первыми совершили полет на аппарате тяжелее воздуха бра- Линдберг Возможно, ни один из авиаторов не привлекал такого внимания общественности, как Чарлз Линдберг (1902-1974). Сын конгрессмена из Миннесоты, он провел детские годы в Вашингтоне. Потом учился в колледже штата Висконсина, но бросил его и поступил в летную школу в Небраске. Через несколько лет он стал настоящим пилотом и поступил на службу в авиапочтовую компанию. Именно тогда он принял решение участвовать в беспосадочном перелете из Нью-Йорка в Париж, победитель которого получал приз в 25 000 долларов. 20 мая 1927 г. управляемый Линдбергом самолет «Дух Сент-Луиса», названный так в честь города, где летчику оказали финансовую поддержку, оторвался от земли. Большой топливный бак, помещенный в передней части самолета, частично закрывал обзор, и Линдбергу приходилось прибегать к помощи перископа или наклонять машину, чтобы видеть, куда он летит. Через 33 часа и 30 минут изнурительного полета Линдберг приземлился на поле аэродрома Ле Бурже возле Парижа, где его восторженно приветствовали 100 000 зрителей. Вернувшись в Вашингтон, Линдберг передал свой самолет Смитсоновскому институту. В 1929 г. Линдберг женился на Энн Морроу. Когда в 1932 году был похищен и убит их малолетний сын, они, дабы избавиться от навязчивого внимания доброжелателей, уехали за границу. Когда вспыхнула Вторая мировая война, Линдберг объявил о своем нейтралитете, чем вызвал критику президента Рузвельта в свой адрес. Тем не менее он продолжал работать в качестве летчика-консультанта. Линдберг подробно описал свой знаменитый трансатлантический перелет в книгах «Мы» (1927) и «Дух Сент-Луиса» (1953), причем за последнюю книгу был награжден Пулитцеровской премией.
Что посетить
Главным неудобством при экскурсии по такому большому музею является то, что иногда приходится преодолевать приличное расстояние (в зависимости от того, где вы находитесь в тот момент), чтобы попасть в комнату отдыха или кафе. Если вы осматриваете экспозиции музея с детьми или с не очень выносливыми компаньонами, имеет смысл заранее составить план осмотра музея, иначе экскурсия может оказаться не столь приятной (см. план музея на с. 80 — 81). Сначала приобретите билеты в планетарий и кинозал IMAX, после чего пройдите по галереям, которые вас больше всего интересуют. Большинство выставленных здесь самолетов и космических кораблей являются подлинными. Разумеется, некоторые из космических аппаратов навсегда остаются в космосе; в таких случаях демонстрируются либо их испытательные модели, либо точные копии.
Первый этаж
Если войти в музей со стороны Молла, то сразу попадаешь в замечательную галерею «Достижения воздухоплавания», экспозиция которой посвящена самым значительным событиям в истории авиации. К потолку галереи подвешен деревянный самолет-этажерка, на котором Орвилл Райт в 1903 г. в районе поселка Китти-Хок (Северная Каролина) совершил свой исторический полет. Рядом с первым аэропланом висит самолет «Дух Сент-Луиса», на котором Чарлз Линд-берг в мае 1927 г. совершил первый одиночный беспосадочный перелет через Атлантику. На другом почетном месте красуется оранжевый «Белл Х-1», на котором Чак Йигер в 1947 г. впервые преодолел звуковой барьер. Неподалеку находится капсула космического корабля «Меркурий», на котором Джон Гленн — первый из американцев — совершил в 1962 г. орбитальный космический полет. Здесь же располагается командный модуль космического корабля «Аполлон-2», на котором в 1969 г. был совершен первый полет людей на Луну и обратно. Модели космических зондов приближены к реальным прототипам. Так, например, модель «Викинга» представляет точную копию космических аппаратов «Викинг-1» и «Викинг-2», осуществивших посадку на поверхности Марса в 1976 и 1982 гг. Наконец, вы можете потрогать здесь лунный камень, возраст которого равен четырем миллиардам лет. Этот богатый железом осколок вулканической породы был найден в одной из лунных долин и привезен на землю в 1972 г. участниками экспедиции на корабле «Аполлон-17». Пройдя музейный магазин и повернув налево, вы окажетесь в галерее «Воздушный транспорт». По выставленным здесь самолетам 1920— 1930 гг. можно проследить, какими стремительными темпами развивалась транспортная авиация. Прямо за этой галереей располагается галерея «Золотой век авиации». Здесь можно услышать старые патефонные пластинки с сентиментальными песенками о несчастной любви, навевающими мысли о о безвозвратно ушедших годах золотого века авиации, а в небольшом кинозале просмотреть документальные фильмы той эпохи. Здесь вы увидите гоночный самолет Хауарда Хьюза, на котором он в 1935 г. пролетел с рекордной скоростью — 563 км/час. В том же году был совершен первый трансарктический перелет на самолете «Полярная звезда», что находится рядом с самолетом Хьюза. Вы также увидите здесь «Бич Стаггеруинг» — биплан, на котором летал пионер авиации Эдвин Юджин Олдрин, отец космонавта Эдвина Олдрина, побывавшего на Луне в июле 1969 г. В смежной галерее «Реактивная авиация» вы можете познакомиться с историей развития реактивных технологий. Галерея «Первые самолеты» организована в стиле авиационной выставки 1913 г. У входа в галерею висит аппарат Лилиента-ля (1894), напоминающий своими ребристыми крыльями летучую мышь, а немного подальше располагается моноплан Блерио. Пересеките входной зал музея со стороны Индепенденавеню и остановитесь полюбоваться двумя огромными фресками. На фреске Роберта Т. Макколла «Космическая эра: взгляд на звезды» (1976) показана история развития космонавтики от первых спутников до лунных кораблей. На другой стене находится фреска Эрика Сло-уна «Полет в земной атмосфере» (1976), на которой изображен земной пейзаж под небесами с несущимися по ним облаками и тучами, сквозь которые предстоит пробиться пилотам. Особенно интересно детям в галерее, которая называется «Почему вещи летают», где представлено около 50 экспонатов. Посетители могут здесь узнать много нового о подъемной силе, давлении воздуха, волновом принципе и других понятиях аэродинамики. Следующая по ходу галерея называется «Глядя на Землю». Вам достаточно коснуться экрана, чтобы увидеть изображение любого штата, сделанного с «Ландсат» — спутника для изучения природных ресурсов. У восточной стены первого этажа сверкает покрытием из майлара дубликат «Лунного мо-дуля-2», которым пользовались во время лунной экспедиции на корабле «Аполлон-5». В северо-восточном углу первого этажа находится очень популярная галерея «Ракетная и космическая техника», где выставлены для обозрения космические корабли и ракетоносители. Особенный интерес вызывают состыкованные вместе корабли «Аполлон» и «Союз», а также посадочный модуль «Союза» с автографами советских космонавтов на нем. Вы можете пройти (с верхнего уровня) к дублеру космической станции «Скайлэб». Запущенная на орбиту в 1973 г., сама рабочая станция оставалась на ней до 1979 г., затем сошла с орбиты, и ее осколки упали на землю в районе Австралии и Индийского океана. На первом этаже также находится вход в кинозал «Langley IMAX» (платный). Здесь на огромном экране высотой в пять этажей демонстрируются удивительные фильмы, такие как «В полет!» — нестареющая классическая кинолента.
Второй этаж
На втором этаже можно посетить «Планетарий Эйнштейна» {платный) и увидеть мультимедийное представление звезд и планет. Следующей по ходу будет галерея «Морская авиация», где представлены различные типы морской авиатехники, начиная с 1911 г. Пройдя через нее, вы попадете в зал, экспозиция которого посвящена Авиации Второй мировой войны. Славные самолеты Первой мировой войны можно в подробностях рассмотреть в галерее «Великая воздушная война». Следующей будет галерея «Исследование планет», где выставлен дублер космического аппарата «Войяджер». В галерее «Пионеры воздухоплавания» вы обнаружите несколько знаменитых самолетов, а именно: «Локхид Вега» Амелии Эрхарт, на котором она — первой из женщин — в 1932 г. перелетела в одиночку Атлантический океан, самолет Линдберга «Тинг-миссарток», на котором он в 1930-х гг. проложил несколько новых авиационных маршрутов, и «Госсамер Кондор» — первый в мире самолет, приводимый в действие мускульной энергией человека. В галерее «Теперь куда, Колумб!» показано будущее космонавтики. О полетах человека на Луну рассказывается в галерее «Лунный «АПОЛЛОН», а в галерее «Искусство и космос» показано, как тема космоса отражается в искусстве, кинематографе и поп культуре. Пройдя через зал, окажетесь в галерее «За пределами», где можете сами попытаться сконструировать самолет.
Национальная художественная галерея
Обладает обширным собранием произведений европейских и американских мастеров искусств. В Западном корпусе представлено творчество европейских художников и скульпторов XIII —XIX вв. и представителей американского искусства. В восточном корпусе собраны произведения современного искусства. включая картину Рафаэля «Мадонна Альба». Меллон умер в 1937 г. — том самом году, когда началось строительство нового музея по проекту Джона Рассела Поупа на средства Образовательного и филантропического фонда А. Меллона. Вскоре в проекте приняли В 1920-х гг. финансист и промышленник Эндрю Меллон занялся коллекционированием произведений искусства с намерением в дальнейшем основать в Вашингтоне художественный музей. В 1931 г. он приобрел у музея «Эрмитаж» (Россия) 21 живописное полотно, участие и другие крупные спонсоры. Один из них, Сэмюэль X. Кресс, основатель сети недорогих магазинов, пожертвовал музею 375 картин итальянских художников и 18 скульптур. В марте 1941 г. была проведена юбилейная церемония в связи с десятой годовщиной основания галереи, на которой председательствовал президент Рузвельт и присутствовало около 9000 гостей. Количество экспонатов продолжало расти, и в конце 1960-х гг. архитектору И.М. Паю было поручено разработать проект нового корпуса для галереи. Открытый в 1978 г. Восточный корпус отвели под собрание произведений современного изобразительного искусства. В 1999 г. по другую сторону 7-й улицы с западной стороны Национальной художественной галереи был открыт Сад скульптур. Здесь находится 17 работ известных скульпторов XX в. — дар фонда Морриса и Гвендолин Кэфритц.
Западный корпус
Войдя в Западный корпус со стороны Конститьюшен-авеню, 7-й или 4-й улицы, вы попадаете в цокольный этаж, откуда по лестнице нужно подняться на главный этаж. Войдя со стороны Молла, вы попадаете сразу на главный этаж, в 93 помещениях которого выставлены полотна европейских и американских художников. Между двумя крыльями корпуса, имеющими форму буквы «Т», находится живописная Ротонда с колоннами из тосканского мрамора, поддерживающими купол с круглым отверстием над центральным фонтаном, украшенным статуей Меркурия. Купол Ротонды очень напоминает другой вашингтонский шедевр Джона Рассела Поупа — мемориал Джефферсона. В прилегающем к Ротонде Западном скульптурном зале выставлены бронзовые скульптуры, тогда как в Восточном скульптурном зале — работы из мрамора. Каждый из залов заканчивается внутренним двориком, где зачастую устраиваются бесплатные концерты. Залы и дворики окружены галереями: галерея 1 находится с северо-западной стороны Ротонды в наибольшем отдалении, а галерея 93 — самая отдаленная от северо-восточной стороны Ротонды. Экспонаты в галереях расположены в хронологическом порядке и сгруппированы по национальной принадлежности. В галереях 1 — 15 выставлены работы итальянских художников XIII—XV вв. Изобразительное искусство эпохи Возрождения представлено здесь в широком диапазоне. Среди прочих шедевров находится одна из самых знаменитых картин музея — писанная маслом по дереву картина Леонардо да Винчи «Джи-невра де Бенчи» (1474). На этой картине изображена прекрасная молодая женщина с бледным лицом и узкими глазами; как и лицо Моны Лизы, ее лицо ничего не выражает — ни чувств, ни желаний. Здесь имеются также картины Джотто («Мадонна с ребенком», 1320—1330), которого часто называют первым великим итальянским художником, Филиппо Липпи («Поклонение волхвов», 1445) и Боттичелли («Джулиано Медичи», 1478), прославившегося картиной «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици) и пытавшегося в своем творчестве выразить дух классической древности. В галереях 16 — 28 выставлены работы итальянских и испанских художников XVI в. Здесь представлена живопись художников северной Италии эпохи Возрождения. Особенно выделяются картины венецианского мастера Тициана, в одном из прекрасных полотен которого («Венера с зеркалом», 1555) ощущается теплое дыхание жизни. Здесь с картиной Рафаэля «Мадонна Альба» соседствуют работы великого маньериста Тинторетто. Не пройдите мимо галереи 26, где находится цикл фресок Бернардино Луини и среди них «История Прокриса и Цефалуса» (1520-1522). Серия фресок эпохи итальянского Возрождения (единственная в Америке) — девять пасторальных сцен на мифологические сюжеты — расположена в похожем на виллу помещении, пол которого выложен мозаичной плиткой из древнего Туниса. В галерее 28 находится несколько работ Эль Греко. В галереях 29-34 и 36-37 выставлены работы итальянских, испанских и французских художников XVII—XVIII вв. (барокко) Среди них — картины Тьеполо, венецианского мастера, известного своей манерой письма, основанной на мощной игре света и тени, и Веласкеса, в работах которого уже чувствуются элементы импрессионизма. Не пропустите картину Жоржа де Латура «Кающаяся Магдалена» (1640) и трактирную сцену Бартоломео Манфреди «Разбойники пьющие и играющие» (1615). Пройдя в галереи 35, 35А и 38 — 41 А, вы окажетесь перед полотнами таких голландских и немецких художников XV—XVI вв., как Альбрехт Дюрер («Северный Леонардо») и Матис Грюневальд, относительно небольшое количество работ которых (большинство на религиозные сюжеты) все же является достаточным для того, чтобы убедиться в их гениальности. Большой популярностью пользуются галереи 42 — 51, где выставлены полотна фламандских и голландских художников XVII века. Реализм фламандской школы начинает проявляться в творчестве Рубенса ( «Даниил в пещере льва», 1613—1615) и достигает такой силы в полотнах Рембрандта («Портрет мужчины в высокой шляпе», 1663 и «Автопортрет», 1659), что уже не оставляет равнодушными художников последующих поколений. В картине «Мельница» Рембрандт демонстрирует свое умение использовать световые эффекты. Среди других работ следует отметить картину Вер-мера «Женщина, взвешивающая жемчуг» (1665), живую картину Яна Стена «Танцующая пара» (1663) и «Голландца» Франса Халса. Теперь пройдите к восточной стороне Ротонды, где в галерее 52 размещены произведения испанских художников XVIII—XIX вв., преимущественно Франциско Гойи. Полотна французских мастеров XVIII и начала XIX вв. укра- ная скульптура из листового железа и проволоки — Александра Колдера. В мезонине и на верхнем уровне находится несколько больших выставочных залов для постоянных и временных экспозиций. Здесь представлены работы, по которым можно проследить историю модернизма. Среди авторов — Пикассо, Брак, Миро, Мондриан, Арп, Магритт, Стелла, О'Кифф, Лихтенштейн, Кандинский, Бран-кузи и Джакометти. Поднимитесь по винтовой лестнице на башню. Здесь увидите вырезанные из бумаги большие цветные коллажи Матисса (1950-е гг.).
Сад скульптур
Открытый в 1999 г., Сад скульптур площадью в 2,5 га находится по другую сторону 7-й улицы со стороны Западного корпуса. шают стены галерей 53 — 56. Среди шедевров — картины Антуана Ватто «Итальянские комедианты» (1720), Франсуа Буше «Мадам Бержерет» (1746) и Фрагонара «Читающая девочка»(1776). Работы английских мастеров располагаются в галереях 57 — 59,61 и 63. Здесь представлено творчество Хогарта, Рейнолдса, Ромни, Гейнсборо, Констебля и Тернера. Стоит обратить особенное внимание на пейзажи Констебля и морские пейзажи Тернера. Картины американских художников выставлены в галереях 60А-В, 62 и 64-71. Привлекают внимание пейзажи американских художников середины XIX в. Бирштадта, Коула и Черча. Творчество импрессионистов и других французских художников XIX в. представлено в галереях 80 — 93. Эти залы наполнены светом и красками известных полотен Ренуара и Моне и своеобразными картинами Сезанна и Ван Гога.
В цокольном этаже выставлены фотографии и скульптуры, а также гравюры и рисунки таких знаменитостей, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Мане и Сезанна.
Восточный корпус
Высокие стены Восточного корпуса (или Восточного крыла) удивляют сами по себе. Вход в здание ук- ;рашает бронзовая композиция Генри Мура, повторяющая в более сглаженном виде контуры здания. Само здание состоит как бы из двух треугольников; в том, что с северной стороны, выставлены работы современных художников, а другом находятся офисы. С первого этажа открывается поднимающийся ввысь атриум, центральной точкой которого является не имеющий названия ;мобиль — подвижная абстракт Национальный музей естественной истории ИСКОПАЕМЫЕ ДИНОЗАВРЫ, сверкающие самоцветы, гигантские кальмары, опасные насекомые и редкие памятники материальной культуры американских индейцев — вот что привлекает в музей бесчисленные толпы людей. Музей с 1904 г. располагается в изящном здании с зеленым куполом — это третье по счету здание Смитсоновского института, возведенное для размещения постоянно растущей коллекции его экспонатов. Значение этого музея заключается в многообразии его бесчисленных экспонатов: более 87 процентов произведений искусства всего Смитсоновского института принадлежат только одному этому музею. А это более 124 миллионов экспонатов. Ученые всего мира пользуются этими богатствами для проведения различных научных исследований. Большая часть коллекции содержится в центре поддержки в Сьютланде, Мэриленд.
Что посетить
Войдя в музей со стороны Кон-ститьюшен-авеню, вы попадете на цокольный этаж, где находится обзорная выставка, на которой представлены образцы сокровищ, ожидающих вас внутри. Прежде чем приступить к осмотру первых двух этажей, пройдите в заднюю часть цокольного этажа мимо кафе-атриума и музейного магазина к выставке «Птицы округа Колумбия». Рядом с лысыми и золотими орлами, лебедями и певчими птицами здесь соседствуют замечательные длиннохвостые попугаи из Каролины и почтовые голуби.
Первый этаж
Если войти в музей со стороны Молла, то попадешь в величественную Ротонду, одно из самых прекрасных помещений в Вашингтоне. Купол восьмигранной Ротонды возвышается над полом на высоте 38 м; с галерей, покоящихся на колоннах, открывается великолепный вид на внутреннее пространство Ротонды. Особенное внимание привлекает находящееся в ее центре огромное чучело африканского слона (высота в плечах 4 м), который весил 12 тонн, когда был убит в 1954 г. Это самое большое в мире чучело самого большого в мире сухопутного животного; окружающая его панорама травяной саванны недавно была оборудована аппаратурой, производящей звуковые эффекты, и дополнена чучелами других животных. Навстречу посетителям скалится с рычанием лиса, встревоженно квакают лягушки, и это далеко не все сюрпризы. Выйдя из Ротонды, вы попадете на экспозицию «Ранние формы жизни», располагающуюся справа от входа со стороны Молла, где можно проследить эволюцию жизни на Земле. Здесь представлены самые древние из известных окаменелостей — масса окаменевших микроорганизмов, возраст которых 3,5 миллиарда лет, — и демонстрируется короткий мультипликационный фильм, в котором рассказывается о зарождении жизни на Земле. Редкие окаменелости мягкотелых животных, существовавших 530 миллионов лет назад (один из наиболее значительных экспонатов музея), были открыты в 1909 г. четвертым секретарем Смитсоновского института геологом Чарлзом Уолкоттом. Рядом находится выставка «Динозавры» с 25-метровым скелетом диплодока — одного из представителей семейства самых больших сухопутных животных, когда либо существовавших на земле. В экспозиции «Древние моря» представлен изогнутый скелет 9-метрового кита, бороздившего океан около 39 миллионов лет тому назад.
Прямо за углом отсюда находится зал Ледниковой эры -эры начала деятельности человека, коренным образом повлиявшей на мир животных и растений, о чем свидетельствуют выставленные здесь экспонаты. Гипсовые слепки костей и собранные скелеты шерстистых мамонтов, мастодонтов и гигантских ленивцев дают исчерпывающее представление о том, какие огромные создания населяли землю более 10 тысяч лет назад. Здесь также представлены чучела животных эпохи плейстоцена, доживших до наших дней, — горной росомахи, овцебыка и барсука. Вы обязательно задержитесь перед диорамой, изображающей ритуал похорон одного из членов неандертальского племени, как он совершался 70 тысяч лет тому назад. Другие экспозиции на этом этаже повествуют о различных культурах. В новой экспозиции «Африканские голоса» прослеживается история зарождения джаза; здесь можно послушать негритянскую музыку, к услугам посетителей сенсорные дисплеи с информацией. А в старых галереях Азиатских и тихоокеанских культур тотемы, каменные диски, деревянные копья и костяные ножи пробуждают воображение и желание путешествий и приключений в далеких странах. Не меньшей популярностью пользуется зал Культур американских индейцев с его высушенными скальпами, головными уборами из орлиных перьев, щитами из шкур бизонов, предметами из резной слоновой кости. В северо-западном углу зала располагается экспозиция «Искусства народов Америки». В этой части музея также находится кинотеатр IMAX (платный), где демонстрируются широкоформатные фильмы.
Второй этаж
На втором этаже многие направляются прямиком к залу геологии, минералогии и драгоценных камней Джанет Анненберг Хукер. Здесь можно узнать, каким образом огромный метеорит стал причиной гибели динозавров, построить виртуальный вулкан, потрогать кусок известняка с углублением, оставленным льдиной времен Ледникового периода, полюбоваться светящимися минералами, осмотреть макет вертикального ствола шахты и просмотреть фильм о плитотектонике. Вам, конечно, захочется полюбоваться ослепительным Национальным собранием драгоценных камней, звездой которого является алмаз «Надежда» (45,5 карата] — самый крупный в мире голубой алмаз. Среди других замечательных сокровищ — диадема с тысячью бриллиантов, подаренная Наполеоном своей жене — императрице Марии-Луизе, серьги Марии-Антуанетты и самый большой в мире шар из кварцевого хрусталя — невероятно прозрачная сфера, идеально круглой формы, весом 48,5 кг, из Китая. Далее на этом этаже располагается зал «Южная Америка: земля и люди» с его живыми картинами, огромными фресками, оружием, инструментами. Повернете за угол и увидите интересное зрелище — гигантских кальмаров. Два находящихся здесь экземпляра этих головоногих, один из которых — самка длиной 2,8 м, которую в 1980 году выбросило на берег острова Плам, являются единственными в мире кальмарами, которых можно увидеть в музее. Самые крупные на земле беспозвоночные животные — гигантские кальмары — живут в океане на глубине от 200 до 700 метров. Ученым никогда не приходилось наблюдать за живыми особями кальмаров, поскольку никто точно не знает, в каких районах мирового океана обитают эти головоногие. Следующая дверь ведет к выставке «Западные культуры», рассказывающей об истории западной цивилизации, начиная с ледникового периода и кончая серединой первого тысячелетия нашей эры. Пройдите в зал скелетов и рептилий, где можно увидеть скелеты млекопитающих животных, начиная от скелета обыкновенной мышки, кончая огромным скелетом вымершей стеллеровой морской коровы. Соседний Зоопарк насекомых О. Оркина является предметом восхищения тех, кто особенно интересуется самыми многочисленными животными на земле. Зрелище живых насекомых, сопровождаемое жужжанием, комариным звоном и другими звуковыми эффектами вкупе с видео и компьютерными дисплеями, придают этой экспозиции невыразимую привлекательность.
Интересно и отчасти страшновато бывает дотронуться до сенсорной панели диорамы дома; мигающие лампочки указывают, где в доме могут жить насекомые: чешуйница — в ванной комнате, муравей-древоточец —в межэтажных перекрытиях, а таракан — на кухне.
Национальный музей американской истории
В Национальном музее американской истории собраны и хранятся более 17 млн. экспонатов, которые в совокупности образуют широкую и живую панораму прошлого и настоящего Америки. Этот открытый в 1964 г. музей до 1980 г. назывался Национальным музеем американской истории и технологии, после чего название подкорректировали, чтобы оно точнее характеризовало многообразную деятельность музея и его направленность.
Что посетить
Осмотреть за один раз весь музей, состоящий из более чем тридцати разнообразных экспозиций, раскинувшихся на трех этажах огромного здания, общая площадь которых в два раза превышает площадь Национального музея авиации и космонавтики, — задача далеко не простая. На первом этаже собраны в основном экспонаты, посвященные науке и технологии, а на втором — культуре, социальной и политической истории. На третьем этаже соседствуют экспозиции самого разного толка: истории музыки, монет, керамики, истории вооруженных сил, графики. Здесь также располагается экспозиция, посвященная президентам Соединенных Штатов.
Первый этаж
На первый этаж музея можно войти со стороны Конститью-шен-авеню, на второй — со стороны Молла. Если войти в музей со стороны Конститьюшен-авеню, то, пройдя мимо справочной стойки, попадаешь сразу на выставку «Мир материальной культуры»; широкий набор предметов, изготовленных в период с 1700 по 1980-е гг., дает представление о том, какими материалами люди все это время пользовались. Особое внимание привлекают элегантные драгстеры с кузовами из нержавеющей стали, титана и золота. Не пройдите мимо расположенного за этой выставкой Пальмового кабинета — небольшого кафе-мороженого с мраморным фонтанчиком с содовой водой и экспозицией деревянной мебели, бывшей некогда частью обстановки джорджтаунского кондитерского магазина (1890-е гг.). В лабиринте галерей на восточной стороне первого этажа размещены экспозиции, посвященные сельскому хозяйству и транспорту. /Строительные работы, проведенные в 2002 г., очень изменили эту часть здания.) Вас поразит своими чудовищными размерами паровой трактор Хьюбера (1924) и, несомненно, заинтересует комбайн 1886 г., приводимый в движение табуном из двадцати лошадей. В углу Морского зала в окружении множества моделей кораблей громко стучит судовой паровой двигатель (1920) — специальными звуковыми эффектами создается впечатление, что он работает. Следующая дверь ведет в обширный Железнодорожный зал, где стоит под парами (снова специальные звуковые эффекты) сверкающий никелированными деталями локомотив 1926 г. «Энжин 1401». Здесь также находится трамвай 1898 г., некогда ходивший по 7-й улице Вашингтона. Более сорока различных транспортных средств выставлено в галерее «Дорожный транспорт», включая длинный крытый вагон начала XIX в., грузовик для перевозки мороженого марки «Шевроле» 1938 г., автомобиль марки «форд» 1913 г., велосипед 1818 г. и паровой велосипед «Ропер» 1869 г. — прототип мотоцикла. На соседней выставке «Машины перемен» рассказывается о промышленной революции в Америке и о машинах, коренным образом изменивших нашу жизнь. На переднем плане галереи располагается самый старый в мире из действующих локомотивов «Джон Булл» (1836). В смежном зале, где находится выставка «Про время», прослеживается история развития часового дела. С западной стороны первого этажа располагается выставка «Наука в жизни американцев».
Здесь вы узнаете, как научные открытия влияют на жизнь общества. В одном углу, например, выставлены материалы, рассказывающие, каким образом применение противозачаточных средств привело к сексуальной революции. На других экспозициях рассказывается об экспериментальной психологии, полимерных волокнах и ядерных испытаниях. В Экспериментальном центре посетители могут сами провести опыты по определению степени радиоактивности, консервированию живых тканей и защите от ультрафиолетового излучения. На соседней экспозиции «Информационный век» вас проведут по всем этапам развития телекоммуникационной и компьютерной технологий.
Второй этаж
Звездно-полосатый флаг, который находится в экспозиции Смитсоновского института с 1907 г., с 1998 г. содержится в лаборатории на втором этаже этого музея, и посетители могут увидеть, как здесь проводятся работы по его сохранению. Флаг снова вернется в экспозицию в 2003 г. В 1814 г. этот флаг развевался над фортом Мак-Генри, когда английские военные корабли атаковали Балтимор. При первых проблесках зари Френсис Скотт Ки, находящийся на палубе корабля в Чесапикском заливе, увидев, что флаг все еще продолжает реять над фортом, воодушевленный стойкостью его защитников, написал стихотворение «Звездно-полосатый флаг», которое стало в 1931 г. гимном США. Чего не смогли сделать английские пули, — сделало время, и теперь флаг нуждается в реставрации. Следующая дверь ведет на выставку «С поля —на фабрику», где рассказывается об интенсивной миграции черных американцев из сельскохозяйственных южных штатов в промышленно развитые северные города в период с 1915 по 1940 гг. Здесь посетители могут увидеть балахоны и буклеты Ку-клукс-клана и почитать газеты 1920-х гг., издаваемые чернокожими. На той же самой стороне музея находится популярная выставка «Первые леди: политическая роль и общественный имидж». На другой стороне зала расположена выставка «После революции: повседневная жизнь Америки», на которой можно узнать о первых поколениях граждан новой страны — Соединенных Штатов Америки, — о том, как и чем жили первые американцы. На выставке представлены экспонаты, дающие представление о повседневной жизни американской семьи в городе и сельской местности. А теперь пройдите на одну из новых основных выставок — «Внутри этих стен». Это настоящий дом, заложенный в Ипсвиче, штат Массачусетс, в далекие колониальные времена и простоявший там до середины 1960-х гг.
Третий этаж
Много чего можно посмотреть на этом этаже, но есть здесь выставка, которая привлекает почти каждого, — «Американские президенты: великие судьбы», открытая в ноябре 2000 г. Переносной письменный стол, на котором Джефферсон написал проект Декларации о независимости, шляпа, которая была на Линкольне в ту ночь, когда его убили, генеральский мундир Вашингтона и многие другие экспонаты еще хранят в себе живое тепло людей, творивших историю нации. На этой выставке представлены также материалы, рассказывающие об институте импичмента (включая процедуру импичмента против Билла Клинтона), о Верховном суде, Конгрессе, политических убийствах, средствах массовой информации и жизни в Белом доме. В одном из уголков этого зала постоянно толпятся посетители, желающие произнести иннагурационную речь при помощи находящегося здесь телепромптера — телевизионного суфлера. На другой не менее интересной выставке — «Идолы поп-культуры» — представлены такие экспонаты, как рубиновые туфли Дороти, маска Одинокого Рейнджера, кожаная куртка Индианы Джонса и баскетбольная фуфайка Майкла Джордана.
Достопримечательности: Здесь находится Smithsonian Institution – самый большой в мире комплекс, включающий 14 музеев и представляющий около 100 миллионов экспонатов. Это и Музей Истории, и Национальная Художественная Галерея, и Галерея Искусств, и Музей Естествознания и многие другие галереи. Здание первого музея большого комплекса, известное как Замок, было построено в нормандском стиле, а разработал его Джеймс Ренвик, архитектор знаменитого Собора Святого Патрика в Нью-Йорке. Сегодня Smithsonian Institution - это не только комплекс музеев, но и обширный исследовательский центр и образовательное учреждение. Вашингтон - знаменитый Капитолий, Белый дом, здания ФБР и Пентагона, Арлингтонское мемориальное кладбище, Национальная галерея искусств, Национальный музей воздухоплавания, Библиотека конгресса, Музей Смитсоновского института, мемориалы президентов Вашингтона, Джефферсона, Линкольна, недавно открытый мемориал Рузвельта и др.
Все приведенные на настоящем сайте стоимостные показатели туристического продукта являются частью оферты, предназначенной исключительно для юридических лиц, заключивших договоры с ООО ТК "Пора Отдыхать!" и занесенных в реестр агентств ООО ТК "Пора Отдыхать!". ООО ТК "Пора Отдыхать!" намерено в соответствии со ст. 435 ГК РФ реализовать туристский продукт тем агентствам из реестра агентств ООО ТК "Пора Отдыхать!", которыми будет принято предложение. Оферта действует на день предложения. В случае акцепта оферты оплата производится в рублях по курсу, установленному договором между ООО ТК "Пора Отдыхать!" и туристским агентством. Информация, содержащаяся на интернет-сайте www.u-s-a.ru предназначена для определенного ограниченного круга юридических лиц: исключительно для туристских агентств, заключивших договоры с ООО ТК "Пора Отдыхать!", вся информация (в том числе, о стоимости турпродукта) для любых иных юридических и физических лиц может быть получена при личном обращении в компанию по телефонам и адресам электронной почты, приведенным на сайте. Туры в США, Вашингтон (фед. округ Колумбия) . |